Обзор практики правоприменения в сфере конфликта интересов
Обзоры подготавливаются в соответствии с протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 27 июня 2017 г. № 59 и во исполнение пункта 11 Национального плана противодействия коррупции на 2018-2020 год, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 29 июня 2018 г. № 378.
- Обзор практики правоприменения в сфере конфликта интересов № 1
- Обзор практики правоприменения в сфере конфликта интересов № 2
Методические рекомендации по вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора с организацией
В соответствии с подпунктом «6а» пункта 2 поручения Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2016 г. № ДМ-П17-2666 во исполнение абзаца второго подпункта «ж» пункта 1 Национального плана противодействия коррупции на 2016-2017 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 2016 г. № 147, Минтрудом России направлены в федеральные государственные органы и руководителям высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации для использования в работе Методические рекомендации по вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора с организацией.
Рекомендации по соблюдению государственными (муниципальными) служащими норм этики в целях противодействия коррупции и иным правонарушениям
В рамках осуществления полномочий, предусмотренных пунктом 25 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации подготовлены и направлены для использования в работе Рекомендации по соблюдению государственными (муниципальными) служащими норм этики в целях противодействия коррупции и иным правонарушениям (далее – Рекомендации).
Рекомендации разработаны для обеспечения соблюдения государственными (муниципальными) служащими основных антикоррупционных ограничений, запретов и требований, установленных федеральными законами, а также принципов служебного поведения, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» и Типовым кодексом этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, одобренным решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол № 21).
- Рекомендации по соблюдению государственными (муниципальными) служащими норм этики в целях противодействия коррупции и иным правонарушениям (docx)
- Рекомендации по соблюдению государственными (муниципальными) служащими норм этики в целях противодействия коррупции и иным правонарушениям (pdf)
Обзор рекомендаций по осуществлению комплекса мер по недопущению должностными лицами поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание дачи взятки
По прилагаемой ссылке размещен Обзор рекомендаций по осуществлению комплекса организационных, разъяснительных и иных мер по недопущению должностными лицами поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание дачи взятки или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки (информация Минтруда России от 4 марта 2013 г..).
Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных и муниципальных служащих
Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих одобрен решением президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции 23 декабря 2010 г. (протокол № 21).
Типовой кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми должны руководствоваться государственные служащие Российской Федерации и муниципальные служащие независимо от замещаемой ими должности, и является основой для разработки соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления кодексов этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих.
Комплекс мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих к противодействию коррупции
Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации направлен для использования в работе Комплекс мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих к противодействию коррупции (письмо от 19 марта 2013 г. № 18-2/10/2-1490).
Письмо Минтруда России № 18-2/10/В-2575 от 11 апреля 2018 г.
Федеральные государственные органы
Высшие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Организации
Центральный банк Российской Федерации
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в рамках оказания консультативной и методической помощи в реализации требований федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации о противодействии коррупции сообщает следующее.
Антикоррупционным законодательством Российской Федерации для отдельных категорий лиц установлены запреты:
- приобретать ценные бумаги в случае, если владение такими ценными бумагами приводит или может привести к конфликту интересов;
- прямо и косвенно владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.
В целях исключения нарушения указанных запретов при открытии таким лицам индивидуального инвестиционного счета необходимо учитывать следующее.
В соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 10.2-1 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее – Федеральный закон № 39-ФЗ) индивидуальный инвестиционный счет – счет внутреннего учета, который предназначен для обособленного учета денежных средств, ценных бумаг клиента – физического лица, обязательств по договорам, заключенным за счет указанного клиента, и который открывается и ведется в соответствии со статьей 10.2-1 Федерального закона № 39-ФЗ.
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 10.2-1 Федерального закона № 39-ФЗ индивидуальный инвестиционный счет открывается и ведется брокером или управляющим на основании отдельного договора на брокерское обслуживание или договора доверительного управления ценными бумагами, которые предусматривают открытие и ведение индивидуального инвестиционного счета (далее также – договор на ведение индивидуального инвестиционного счета).
Пунктом 8 статьи 10.2-1 Федерального закона № 39-ФЗ предусмотрено, что по договору на ведение индивидуального инвестиционного счета допускается передача клиентом профессиональному участнику рынка ценных бумаг только денежных средств, за исключением случая прекращения одного договора на ведение индивидуального инвестиционного и заключения нового договора (пункт 4 статьи 10.2-1 Федерального закона № 39-ФЗ).
Договор на ведение индивидуального инвестиционного счета предусматривает, что приобретаемые ценные бумаги становятся собственностью клиента.
Одновременно стоит учитывать, что абзац второй пункта 9 статьи 10.2-1 Федерального закона № 39-ФЗ допускает возможность приобретения на организованных торгах российского организатора торговли ценных бумаг иностранных эмитентов за счет имущества, учитываемого на индивидуальном инвестиционном счете.
В этой связи лицам, на которых антикоррупционным законодательством Российской Федерации распространяются вышеуказанные запреты, при заключении договоров на ведение индивидуального инвестиционного счета необходимо исключить приобретение профессиональным участником рынка ценных бумаг в интересах таких лиц ценных бумаг:
- владение которыми приводит или может привести к конфликту интересов;
- являющихся иностранными финансовыми инструментами.
Дополнительно отмечаем, что в случае представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера по форме справки, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 г. № 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» (далее – справка), сведения об открытом индивидуальном инвестиционном счете указываются в разделе 4 справки.
Также в разделе 5 справки подлежат отражению сведения об имеющихся на отчетную дату ценных бумагах.
Одновременно указываем, что предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 219.1 Налогового кодекса Российской Федерации инвестиционные налоговые вычеты не подлежат отражению в разделе 1 справки.
Просим довести указанную информацию до сведения заинтересованных лиц и учитывать при применении законодательства о противодействии коррупции.
Заместитель Министра труда и социальной защиты Российской Федерации
А.А. Черкасов
Письмо Минтруда России № 18-2/10/В-877 от 9 февраля 2018 г.
Федеральные государственные органы
Высшие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Организации
Центральный банк Российской Федерации
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в рамках оказания консультативной и методической помощи в реализации требований федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации о противодействии коррупции по итогам проведенного 2 февраля 2017 г. совещания с участием представителей Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации и участников рынка страхования по вопросу заключения договоров инвестиционного страхования жизни отдельными категориями лиц, на которых распространяется запрет, предусмотренный Федеральным законом от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ), сообщает следующее.
Определение понятия «иностранные финансовые инструменты» предусмотрено частью 2 статьи 1 Федерального закона № 79-ФЗ.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее – Закон № 4015-1) под страхованием понимаются отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных средств, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.
Договор страхования является соглашением между страхователем и страховщиком, в силу которого страховщик обязуется при наступлении страхового случая произвести страховую выплату страхователю или лицу, в пользу которого заключен договор страхования, а страхователь обязуется уплатить страховую премию (страховой взнос) в установленные договором сроки.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 32.9 Закона № 4015-1 страхование жизни с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика является одним из видов страхования в Российской Федерации.
Статьями 25 и 26 Закона № 4015-1 предусмотрено, что страховщики обязаны инвестировать собственные средства (капитал) и средства страховых резервов на условиях диверсификации, ликвидности, возвратности и доходности, которые являются, в том числе гарантиями обеспечения финансовой устойчивости страховщиков в целях выполнения своих обязательств перед страхователями. Таким образом, осуществление инвестиционной деятельности является необходимым условием деятельности страховщика.
При этом активы, в которые инвестированы средства страховых резервов и капитала, являются собственностью страховщиков. В этой связи ни страхователь, ни застрахованное лицо, ни выгодоприобретатель не наделяются правами прямого и (или) косвенного владения финансовыми инструментами, в том числе иностранными, приобретаемыми страховщиками на средства страховых резервов и капитала.
Одновременно стоит отметить, что абзацем вторым пункта 3 статьи 3 Закона № 4015-1 предусмотрено, в частности, что правила страхования должны содержать для договоров страхования жизни порядок расчета выкупной суммы и начисления инвестиционного дохода, если договор предусматривает участие страхователя или иного лица, в пользу которого заключен договор страхования жизни, в инвестиционном доходе страховщика.
Правила страхования не предоставляют страхователю, застрахованному лицу и (или) выгодоприобретателю возможность совершать какие-либо юридически значимые действия в отношении рассматриваемых активов.
Таким образом, страхователь, застрахованное лицо и выгодоприобретатель не имеют возможности повлиять на действия страховщика в части инвестирования средств капитала и страховых резервов, так как страховщик по своему усмотрению распоряжается указанными средствами в установленном нормативными правовыми актами порядке.
В этой связи у страхователя, застрахованного лица и выгодоприобретателя не возникают права прямого и (или) косвенного пользования активами, в которые инвестированы средства страховых резервов и капитала страховщика.
Учитывая вышеизложенное, по итогам проведенного совещания решено, что заключение договоров инвестиционного страхования жизни лицами, указанными в части 1 статьи 2 Федерального закона № 79-ФЗ, не приводит к нарушению запрета владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.
Просим довести указанную информацию до сведения заинтересованных лиц и учитывать при применении законодательства о противодействии коррупции.
Заместитель Министра труда и социальной защиты Российской Федерации
А.А. Черкасов
Методические рекомендации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2019 году (за отчетный 2018 год)
Методические рекомендации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2019 году (за отчетный 2018 год)
Основные новеллы в методических рекомендациях по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2019 году (за отчетный 2018 год)
Порядок заполнения формы представления сведений об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 19 января 2017 года № СП-П17-247 Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации необходимо подготовить и представить в Правительство Российской Федерации проект федерального закона о внесении изменений в статью 20.2 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и статью 15.1 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – проект федерального закона).
С целью подготовки проекта федерального закона Минтрудом России проводится мониторинг правоприменительной практики федеральных государственных органов и государственных органов субъектов Российской Федерации.
В этой связи Министерством подготовлена согласованная с Аппаратом Правительства Российской Федерации форма «Практика применения в государственных органах положений статьи 20.2 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
(далее – форма).
Заполненную форму необходимо направить в Минтруд России не позднее 16 мая 2017 года (для федеральных государственных органов) и 26 мая 2017 года (для высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), в том числе по электронной почте: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. .
- Методические рекомендации по заполнению формы представления сведений об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которых государственным гражданским служащим или муниципальным служащим, гражданином Российской Федерации, претендующим на замещение должности государственной гражданской службы Российской Федерации или муниципальной службы, размещались общедоступная информация, а также данные, позволяющие его идентифицировать
- Образец заполнения формы представления сведений об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»